Валеология: понятие и главные принципы
Содержание:
- Оплата труда
- Компании, где можно работать валеологом
- Интересные факты
- Основные проблемы
- Межпредметные связи (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Кто такой валеолог?
- Где получить образование, как проходит учеба
- Показания к началу Заместительной почечной терапии – гемодиализу:
- Требования к валеологу
- Актуальность валеологии
- Действующие принципы валеологии
- Медицинские новости
- Что представляет собой профессия и зачем нужен валеолог
- Методы валеологии (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
- Валеологическое сопровождение деятельности творческих групп
- Наука валеология
- Науки о здоровье человека
- 1.4. Классификация валеологии
- Суть вопроса: кратко
- Преимущества профессии валеолог
- Назначение:
- Где можно получить профессию валеолог?
Оплата труда
Компании, где можно работать валеологом
Оплата труда зависит от региона проживания, места работы, загрузки. Как правило, валеологами работают психологи, врачи и педагоги по совместительству. В целом, зарплата валеолога находится на уровне оплаты труда медицинских работников.
Интересные факты
С 1996 года Российский институт профилактической медицины (Санкт-Петербург) начинает проводить ежегодные национальные конгрессы «Профилактическая медицина и валеология».
С 1996 года Южным Федеральным Университетом издается научно-практический журнал «Валеология». C 2004 года журнал «Валеология» входит в список журналов ВАК.
Основные проблемы
Какими проблемами занимается валеология? Что такое наука о здоровом образе жизни? Наиболее популярными и многочисленными проблемами являются:
- ожирение;
- гипертония;
- атеросклероз;
- аутоиммунные заболевания;
- депрессивные состояния;
- раковые опухоли и многие другие.
Все чаще появляются новые хронические формы заболеваний. Решаются данные проблемы не только при помощи медицины, но и частично путем создания лучших условий для жизни и профессиональной деятельности.
Немаловажную роль также играют проблемы с окружающей средой, в том числе ее загрязнение, повышенный уровень радиации, недостаточный витаминный состав продуктов питания, отсутствие чистой питьевой воды и так далее. Все эти факторы могут стать причиной генетических преобразований, и не в лучшую сторону.
Физическая активность снижается вследствие механизации и автоматизации ручного труда. Из-за отсутствия активности возникают различные патологические состояния. Этими проблемами и занимается валеология. Что такое здоровье? В данном контексте его следует рассматривать в качестве непрерывного процесса адаптации к социальной и внешней среде.
Межпредметные связи (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Мы уже упоминали, что валеология — наука комплексная. Поэтому она органично сочетается со многими другими науками и разделами, изучающими человека и его здоровье. Рассмотрим взаимосвязь валеологии с другими науками.
- Физическая культура и спорт.
- Комплекс медико-биологических наук (генетика, саногенез, патология, биология, этология и др.).
- Комплекс эколого-географических наук (география, экология, геология и др.).
- Науки философии и социологии (эстетика, культурология, методология).
- Экономика.
- Комплекс психолого-педагогических наук (дидактика, воспитание, педагогика).
- История.
- Политология.
- Право.
Очевидно, что валеология — очень лабильное и обширное понятие, касающееся практически всех сторон жизни человека, которые хоть как-то затрагивают вопросы душевного, физического, психического и морального здоровья.
Кто такой валеолог?
Валеолог – высококвалифицированный специалист, который дает практические рекомендации относительно укрепления здоровья, профилактики заболеваний и ведения здорового образа жизни. Поскольку данный специалист имеет медицинское образование, он также может проводить научные исследования в данной области. Результат профессиональной деятельности валеолога – повышение качества жизни населения.
Как отдельная наука валеология возникла совсем недавно – в конце ХХ века. Ее возникновение стало результатом того, что ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) решила изменить саму концепцию современной медицины: из системы лечения болезней она должна превратиться в конструктор здоровья. Эту идею отражает и название науки валеология, которое происходит от латинского valeo, что в переводе означает «быть здоровым».
Работа валеолога охватывает преимущественно области эргономики, психологической гигиены и охраны труда. Чаще всего валеологи работают в исследовательских центрах, а также в образовательных и медицинских учреждениях. Должностные обязанности отличаются в зависимости от места трудоустройства. Например, если валеолог работает в научно-исследовательском центре, то в ходе работы ему нужно:
- оценивать показатели здоровья у населения и результаты деятельности медучреждений;
- планировать виды медицинской помощи;
- определять социально-профилактическое направление мер, призванных сохранить и укрепить здоровье;
- разрабатывать и внедрять средства и методики, способствующие сохранению и укреплению здоровье населения;
- пропагандировать здоровый образ жизни и применять современные профилактически методы.
Основные должностные обязанности валеолога в медицинском учреждении включают в себя:
- пропаганду санитарно-гигиенических и медицинских знаний, а также здорового образа жизни, с использованием методов гигиенического воспитания и обучения граждан;
- участие в мероприятиях, призванных укреплять здоровье населения, снижать преждевременную смертность и выявлять факторы риска;
- информирование населения и младших медработников посредством СМИ, информационных плакатов и стендов относительно профилактики заболеваний – как инфекционных, так и неинфекционных;
- организацию и контролю деятельности медработников по соответствующему профилю;
- проведение анкетирования населения в рамках исследований, посвященных коррекции образа жизни, определению факторов риска, медико-гигиенической грамотности и так далее;
- проведение лекций и семинаров, организация образовательных учреждений для просвещения населения в вопросах, касающихся охраны здоровья.
Свои задачи есть и у валеолога, который работает в учебном заведении. В частности, он должен:
- проводить мероприятия, направленных на то, чтобы укрепить здоровье учащихся и улучшить условия учебы;
- грамотно составлять расписание занятий, принимая в расчет необходимость того, чтобы умственная и физическая активности школьников чередовались;
- проводить валеологические исследования, как индивидуальные, так и групповые;
- внедрять в образовательный процесс меры профилактики: выбирать эргономическую школьную мебель, правильно рассаживать учеников и так далее;
- проводить с учениками и педагогами мероприятия коррекционного, консультативного и диагностического характера.
Общее в работе валеолога независимо от места работы – пропаганда здорового образа жизни и информирование населения.
Где получить образование, как проходит учеба
Выучиться на валеолога можно в медицинских университетах Санкт-Петербурга им. академика И. Павлова, в Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, в Северо-Западном государственном медицинском институте имени И. Мечникова. В Москве обучают валеологии в МГУ имени Ломоносова, Первом Московском медицинском университете им. И. Сеченова, Российском национальном исследовательском медицинском университете РНИМУ им. Н. Пирогова. В перифериях, получить образование можно в медицинских ВУЗах по направлению «адаптивная физическая культура».
На учебе, студенты изучают физиологию человека, современные методы валеологической профилактики и оздоровления, девиантное поведение и его предотвращение, биоритмологию, валеософию, основы натуротерапии, компьютерные технологии, моральные и духовные основы здоровья. Ученики проходят практику в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах, профилакториях.
Показания к началу Заместительной почечной терапии – гемодиализу:
- гиперкалиемия выше 6 ммоль/л, метаболичиский ацидоз, который не поддается коррекции;
- скорость клубочковой фильтрации (СКФ) 10 мл/мин и < , или уровень мочевины крови >36ммоль/л;
- уремический перикардит;
- жизнеопасная гипергидратация, отек легких рефрактерный к терапии мочегонными;
- наличие олигоанурии – выделения в сутки не более 0,5 л мочи даже при форсированном диурезе
- прогрессирующая уремическая энцефалопатия и/или нейропатия;
В дневном стационаре – отделении гемодиализа вам помогут:
- Определить причины возникновения почечной дисфункции;
- Определить патологические изменения: острая или хроническая недостаточность;
- Провести качественный медицинский осмотр;
- Назначить диагностику почечной недостаточности;
- Произвести лечение почечной недостаточности;
- Составить прогноз по окончанию лечения;
- Назначить профилактику почечной недостаточности.
Процедура проводится 3 раза в неделю. Длительность ее составляет от 240 мин до 270 мин.
В дневном стационаре проводятся:
- определение программы или метода диализа, в том числе с учетом степени тяжести основного и сопутствующих заболеваний и наличия инфекционных и неинфекционных осложнений;
- оценка функции доступа для диализа;
- изменение предписания лечения методами диализа в зависимости от клинического состояния пациента, функции доступа для диализа и изменения степени тяжести, сопутствующих заболеваний;
- динамическое наблюдение больных, получающих лечение методами диализа. Проведение антропометрии, измерение артериального давления, пульса, температуры тела, контроль функции доступа для диализа, состояния гидратации или верификация величины «сухого веса», дозы диализа, эффективного времени диализа, не восполняемой ультрафильтрации и других параметров процедуры диализа;
- назначение и оценку лабораторного и инструментального обследования для обеспечения контроля качества лечения;
- обеспечивает тщательное обследование больных с нарушением фосфорно-кальциевого обмена, вторичного гиперпаратиреоза, неконтролируемой артериальной гипертензией, проводится лечение интрадиализной гипертензии ежедневными сеансами гемодиализа, ГДФ- ONLINE;
- диализная терапия Минерально — костных нарушений дополняется современной фармакотерапией, в частности кальцимиметиками, несодержащими кальций фосфат-связывающими препаратами, активаторами рецепторов витамина Д;
- оценку риска развития осложнений, связанных с оказанием медицинской помощи методами диализа;
- выработку рекомендаций по тактике лечения и обследования;
- обеспечивает отбор, обследование и перевод больных на трансплантацию почки, при необходимости направляет в нефрологическое отделение потенциальных реципиентов и доноров для обследования на предмет возможности выполнения трансплантации;
- проводит обучение пациентов с хронической почечной недостаточностью и их родственников методам контроля и профилактики осложнений диализного доступа, а также осложнений хронической почечной недостаточности.
Отделение развернуто на 15 диализных мест. Парк аппаратов «Искусственная почка» насчитывает 15 диализных мест, работающих в 4 смены круглосуточно. Для диализа используются диализаторы с мембраной нового поколения (из полисульфона, благодаря высокой проницаемости такой мембраны кровь проходит глубокую очистку, и выводится больший объем токсинов, чем с обычной мембраной из целлюлозы), глюкозосодержащие концентраты диализирующей жидкости, установлена высокопроизводительная система водоочистки, качество воды которой полностью соответствует мировым стандартам
Наше отделение оборудовано пандусами, поручнями, что очень важно для пациентов с ограниченными возможностями здоровья
В отделении гемодиализа пациенты могут получить консультативную помощь всех специалистов НИИ урологии и интервенционной радиологии имени Н.А. Лопаткина –филиала ФГБУ «НМИЦ радиологии» Минздрава России. Подключение к аппарату искусственной почки и регулярное прохождение процедуры позволяют продлить жизнь от 15 до 25 лет. Пациенты, отказавшиеся от данной процедуры, имеют риск летального исхода намного раньше – за считанные месяцы.
Требования к валеологу
Людям, планирующим стать валеологом, следует обращать внимание на ряд требуемых качеств. Должно быть аналитическое мышление, склонность к ведению исследовательских работ, прекрасная память, наблюдательность
Специалистом сможет стать человек, умеющий концентрировать внимание, любящий общение с людьми, обладающий педагогическими способностями. Интровертам такая работа не подойдет. Также стоит обращать внимание на нервно-психическую устойчивость, профессия не придется по душе импульсивным, агрессивным людям. У валеолога должны быть развиты ораторские качества, самодисциплина, социальный интеллект, высокая степень ответственности и хорошая физическая форма. В качестве главной ценности выступает здоровье.
Актуальность валеологии
Как известно, на здоровье человека оказывает влияние не только уровень медицины и наследственность, хотя и это немаловажно, но и совокупность природных и социально-экономических условий жизни. Стрессовые ситуации в современном мире – это почти норма
В какой-то степени, стресс является необходимостью для того, чтобы организм мог функционировать нормально. Однако часто бывает так, что этот уровень повышается и достигает критической отметки, что может крайне негативно сказываться на здоровье человека и приводить к различным видам физических и эмоциональных расстройств.
Ведь что такое валеология!? Наука о здоровье, а здоровье, как известно, – это отсутствие болезней, а также психологических проблем, в том числе стрессовых состояний, депрессии и так далее. Чрезмерное физическое или умственное напряжение, гиподинамия, разного рода психологические отрицательные состояния могут привести к химическому дисбалансу внутренних систем организма. Что хорошего произошло в прошлом веке? Стоит отметить значительное сокращение числа заболеваний. Также произошло увеличение средней продолжительности жизни. Очевидными являются успехи в профилактике и лечении инфекционных заболеваний.
Действующие принципы валеологии
Основными принципами, на которых базируется учение, являются:
- Структурность, так как человек – открытая биосоциальная система, поэтому для его оздоровления нужен системный подход.
- Энергетический и информационный принципы, потому что человека нельзя рассматривать отдельно от биосферы Земли, он является ее частью.
- Принцип познаваемости, т.е. сведения, полученные в результате исследований, не прошедшие достаточную проверку временем, используются таким образом, чтобы не навредить.
- Детерминизм нацелен на выявление факторов устойчивости организма, распознавание и устранение всевозможных рисков.
- Принцип развития отслеживает, как меняется стратегия здорового образа жизни от полученных результатов, а также от меняющейся внешней среды.
- Изучение основных законов здоровья с помощью анализа исторического опыта прошлого человечества является принципом историзма.
- Принцип интегративности включает объединение опыта ученых всех стран и методов различных наук.
- Сохранение здоровья вопреки вредным внешним изменениям с помощью принципа гомеостаза – способности обеспечивать стабильность внутренней среды.
- Человек приспосабливается к внешним изменяющимся условиям за счет своих ресурсов – так действует принцип адаптивности. Но если резервных возможностей организма не хватит, это может сломать адаптационный механизм.
Насколько ценным для вас является здоровье? Безусловно, иметь хорошее здоровье – это действительно важно. Но вы задумывались о том, насколько это зависит от вас самих? Валеология — это наука, которая учит быть ответственными за свой образ жизни, принимать активное участие в сохранении и укреплении своего здоровья
И мы думаем, это научное направление имеет полное право на существование и развитие.
Медицинские новости
27 мая, на площадке ФГБУ «НМИЦ им. В. А. Алмазова», открылся IV Инновационный Петербургский медицинский форум. Данное мероприятие реализуется в рамках программы НЦМУ «Центр персонализированной медицины».
Двигательные нарушения при болезни Паркинсона возникают вследствие нарушения работы экстрапирамидной системы головного мозга, которая обеспечивает согласованность работы различных мышц, выполнение автоматизированных движений.
Специалисты заявляют о нестабильной эпидемиологической ситуации по заболеваемости коклюшем в различных регионах РФ – в том числе, и в Санкт-Петербурге. По данным Федеральной службы по надзору…
Мигрень широко распространена во всем мире, изучена лучше других типов головной боли и является второй ведущей причиной потерянных лет жизни . На сегодняшний день в России от этого заболевания страдают более 20 миллионов человек. При этом большинство из них не знают о своем диагнозе…
Фотовыставка «Видеть главное», посвященная пациентам с псориазом, открылась на портале МБОО «Кожные и аллергические болезни» в виртуальном формате. «Видеть главное» — это 12 портретов, выполненных в технике стерео-варио, которая позволяет увидеть фото со следами псориаза и без них в зависимости от того, под каким углом смотрит посетитель.
Что представляет собой профессия и зачем нужен валеолог
Валеология – это ответвление в современной профилактической медицине, направленное на прививание понимания важности сохранения здоровья, ведения правильного образа жизни. Помимо физического состояния организма, доктор занимается и нравственной, духовной частью
Валеология ставит за цель обучение человека гигиеническим правилам регенерации, привитие спортивного интереса. Проводимые манипуляции включают в себя главные задачи: привлечение людей к активному труду, рациональному отдыху, занятиям спортом, закалке, правильному питанию, соблюдению личной гигиены, чистоплотности в интимной сфере, своевременному обращению к медикам.
Чем достигаются валеологические цели:
- грамотной, регулярной пропагандой здорового образа жизни с применением средств массовой информации, охватом всех общественных слоев – семей, детских дошкольных заведений, школ, университетов;
- экологическим воспитанием;
- формированием оптимистического отношения к защитной, компенсаторной силе организма, дающей возможность предупреждать патологии и улучшать здоровье.
Валеолог занимается разрешением таких вопросов:
- дает рекомендации, практические советы касательно общего оздоровления организма;
- оказывает содействие в терапии психических патологий, упадка сил, сезонных депрессивных состояний;
- назначает лечебную схему у других медиков, практикующих нетрадиционные подходы в медицине;
- составляет план питания на конкретный сезон с целью улучшения работы организма;
- помогает восстановить, повысить защитные свойства;
- способствует общему оздоровлению для рождения здоровых детей.
Специалист в валеологии помогает людям обрести душевную гармонию, улучшить здоровье во всех аспектах.
Методы валеологии (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});
Валеология — это наука о здоровье, а значит, она пользуется определенным набором методов для исследований. Какие это методы?
Методика исследования и оценки физического и психического состояния человека при помощи компьютерной диагностики.
Методология педагогического наблюдения за испытуемыми в течение учебного процесса. Цель — в накоплении теоретической базы для более глубокого анализа и исследования.
Эксперимент (чаще всего педагогический)
Проводится вместе с испытуемыми для наглядного подтверждения того или иного постулата валеологии и доказательства важности ее значения.
Социометодология. К этим методам относятся анкетирование, соцопросы и другие типы социальных взаимодействий с целью выявления среднестатистических показателей по разным вопросам здоровья человека и накопления теоретической базы для изучения и анализа.
Математические методы
Они необходимы для обработки данных, полученных в предыдущем пункте.
Комплексный анализ идей педагогики. Необходим для формирования выводов по вопросам, касающимся детей (их воспитания, обучения ЗОЖ и так далее).
Сочетание и комплексное применение всех методов исследования валеологии позволяет получать весьма неплохие результаты с положительной динамикой развития. Причем не только среди детей, но и среди взрослых. Так, например, это привело к тому, что XXI век ознаменовался «модой на здоровье». То есть теперь вести ЗОЖ — это актуально, модно, молодежно и здорово. Глупо отрицать в этом целенаправленное многолетнее воздействие на детское сознание именно валеологии и смежных с ней наук.
Валеологическое сопровождение деятельности творческих групп
В современной школе внедряются разнообразные образовательные программы, некоторые из них относятся к программам повышенного уровня; освоение таких программ может приводить к переутомлению школьников, создавать стрессовые ситуации. Поэтому необходимо контролировать в школе вьшолнение валеологических требований и динамику состояния здоровья и самочувствия учащихся. Эти функции взяла на себя валеологическая служба, созданная в гимназии в 1993-94 учебном году. Опыт системной диагностики состояния здоровья школьников, накопленный за прошедший период (схема динамического наблюдения за состоянием здоровья и самочувствия детей, создание валеологических карт, различные скрининговые программы и т.д.) был положен в основу валеологического сопровождения деятельности творческих групп.
Первый опыт валеологического сопровождения деятельности творческой группы был получен при работе с креативным 5-Б классом (руководитель М.А. Скнарь), для сравнения аналогичное исследование проводилось в обычном классе в этой же параллели (5-В).
В ходе подготовки эксперимента необходимо было дать достоверную медицинскую характеристику класса. Были составлены индивидуальные валеологические карты, содержащие сведения о состоянии здоровья и самочувствия детей, антропометрические данные и их оценку. Исходные данные для составления таких карт получены при анализе медицинской документации, медицинском осмотре, при опросе и анкетировании родителей или учащихся. Данные были необходимы для оценки адаптационных возможностей школьников, чтобы педагоги имели представление о резервных возможностях каждого ребенка и учитывали это при выборе и составлении учебных программ и использовании различных педагогических приемов и методик.
На всех этапах эксперимента проводилось анкетирование школьников с целью выявления ранних признаков психосоматической дезадаптации (ПСД) и причин, ее вызывающих. К числу признаков ПСД относятся: головная боль, неприятные ощущения в области сердца, боли в животе, нарушение сна, выраженная усталость. Так называемые «соматические зажимы», не говорят о наличии болезни, они только предупреждают о том, что организм ребенка не может адаптироваться без потерь (ценой такой адаптации может быть болезнь) к тем условиям, в которых он находится.
Исследования позволили найти возможные причины, ведущие к ПСД. Установлено, что ее появление обусловливают прежде всего такие факторы, как нарушение режима дня у детей, информационная перегрузка, гиподинамия. Валеологическая карта класса, составленная на основе индивидуальных, оказалась полезной при составлении экспериментальных учебных программ, реализуемых творческими группами учителей. Кроме того, она стала исходной базой для динамических наблюдений и сопоставлений в параллелях. Творческие группы и разновариантное обучение — новое направление в работе гимназии №92
В силу этого валеологическая служба большое внимание т уделяет сравнительным исследованиям, которые должны помочь ответить на вопрос, как различные изменения в программе сказываются на здоровье и самочувствии детей. В частности, при активном взаимодействии валеологов и педагогов — членов творческих групп в течение учебного года велось динамическое наблюдение за состоянием здоровья школьников двух параллельных 5-х классов, занимающихся по стандартной и интегрированным программам
Данные о наличии признаков ПСД, полученные при исходном ш анкетировании, существенно не отличались. В обоих классах были дети, жаловавшиеся на плохое самочувствие. Причины ПСД также оказались одинаковыми. В ходе бесед с родителями были даны рекомендации по предупреждению переутомления детей, устранению факторов, ведущих к ПС Д. Результаты анкетирования детей в 5-Б классе также стали предметом обсуждения на собрании членов творческой группы, что помогло определить общие подходы к разработке экспериментальных учебных программ, максимально учитывая здоровье детей. Рекомендации валеолога позволили откорректировать не только учебные программы, но и режим работы класса. Было предусмотрено увеличение числа пешеходных экскурсий, учебных занятий на природе, дополнительные дни отдыха. Любое мероприятие тщательно готовилось, оптимально сочетались отдых и учеба.
Наука валеология
Валеология была создана, чтобы изучать внутренние резервы человеческого организма. Основная ее цель заключается не только в том, чтобы максимально изучить эту область, но и разобрать пути их увеличения. Основа науки состоит в том, чтобы предотвратить ухудшение человеческого здоровья, а не просто вылечить, как это делается в медицине.
Сразу после появления этого учения, оно столкнулось с критикой со стороны церковных служителей и профессоров. Несмотря на то, что валеологию включили в ряд дисциплин, которые преподавались в учебных заведениях, никто не мог создать единую концепцию преподавания.
На сегодняшний день данная наука изучается всего в нескольких университетах на факультативах, однако, с каждым годом она становится все более популярной. Никаких четких граней с другими дисциплинами, изучающие здоровье человека, валеология не имеет, но она является достаточно молодой наукой и методы ее преподавания еще находятся в стадии разработки.
Саму валеологию можно легко разделить на общую и специальную. В общую входит история создания науки, ее задачи и методы по отношению к объекту, а также какие цели в себя включает наука. Специальная валеология подразумевает более узкоспециализированный вид, например, связанная с медициной, семейная, педагогическая и другие виды.
Науки о здоровье человека
Существует несколько наук о здоровье человека. Некоторые из них уже старые, другие, напротив, совсем молодые.
Относительно молодые науки о здоровье:
- гигиена;
- валеология;
- космическая медицина;
- сексология.
Сформировавшиеся издревле науки, так или иначе касающиеся здоровья:
- медицина;
- философия;
- социология;
- биология;
- психология;
- культурология.
Некоторые специалисты относят еще и педагогику к разделу таких наук. Таким образом, выходит, что валеология — это наука о главном человеческом вопросе, одна из целого комплекса, которая занимается проблемами здоровья человека, как физического, так и душевного.
1.4. Классификация валеологии
Несмотря на свою очевидную молодость, валеология развивается довольно динамично. Находясь на стыке многих наук, валеология своими методологией, проблемами, данными заставляет представителей этих наук в отдельных аспектах по-новому взглянуть на их собственные проблемы. Неудивительно поэтому, что в самой валеологии происходит заметная дифференциация, отражающая специфику интересов ученых, пришедших в валеологию из различных отраслей наук.
В настоящее время в валеологии можно выделить следующие основные направления.
Общая валеология представляет собой основу, методологию валеологии как науки или области знания. Она определяет место валеологии в системе наук о человеке, предмет, методы, цели, задачи, историю ее становления. Сюда же следует отнести и вопросы биосоциальной природы человека и ее роли в обеспечении здоровья.
<<< Назад | Дальше >>> |
Суть вопроса: кратко
Здоровый образ жизни активно пропагандируется не только сегодня. Еще советские ученые заботились о том, чтобы граждане СССР были бодры и имели достаточно сил для строительства коммунизма. Поэтому наука о здоровье была остро необходима. И ее создание стало прорывом советской научной мысли.
На сегодняшний день валеология оформилась в 2 взаимосвязанных течения:
- межнаучное направление;
- учебная дисциплина.
Первое изучает резервы человеческого организма:
- физические;
- генетические;
- психологические.
При этом первостепенную важность имеет понимание состояния отдельных систем и организма в целом в процессе сохранения общей устойчивости под воздействием внешних и внутренних неблагоприятных факторов. Рассматривая валеологию под призмой учебной дисциплины, нужно в первую очередь отметить, что в сферу ее интересов попадает комплекс знаний двух категорий:
Рассматривая валеологию под призмой учебной дисциплины, нужно в первую очередь отметить, что в сферу ее интересов попадает комплекс знаний двух категорий:
- о здоровье;
- о здоровом образе жизни.
Говоря простыми словами, валеология обладает совокупностью мер и научных знаний, позволяющих ей заботиться о здоровье индивида. Поэтому ее объектами являются люди здоровые или находящиеся близко к тому, чтобы заболеть.
В этом, несмотря на множество схожих моментов, кроется самое главное отличие медицины от валеологии. Первая занимается лечением заболеваний, а вторая – профилактикой проблем со здоровьем.
Резюмируя сказанное выше, можно сказать, что валеология – это наука, изучающая комплексное здоровье во всех его проявлениях.
Преимущества профессии валеолог
Валеология – крайне перспективная область, которая постоянно развивается. Соответственно, ей будут необходимы новые кадры, что облегчает поиск работы молодым специалистам. То есть, валеологи востребованы сегодня и будут пользоваться спросом у работодателей и в будущем.
Специалисты по правильному образу жизни обладают множеством полезных знаний о здоровье, поэтому для себя они могут подобрать наиболее эффективный режим жизни, способствующий комфортному долголетию.
Валеологи, которые выбрали научно-исследовательские центры, могут посвятить себя науке. Причем это занятие является не только интересным для самого специалиста, но и социально полезным.
Назначение:
1.Обеспечение компенсаторной функции почек, фильтрация крови от токсических соединений и конечных продуктов метаболизма. Гемодиализ при хронической недостаточности проводят трижды за неделю, но нарастание интоксикации – основание для более частого проведения процедуры. При крайне тяжести, диализ выполняют до конца жизни, или пока не трансплантируют здоровую почку. 2. Почечная недостаточность, как осложнение острого гломерулонефрита, пиелонефрита. Цель назначения процедуры – вывести излишек жидкости из организма, устранить отеки, эвакуировать продукты токсического свойства. 3. Дисбаланс электролитов в крови. Указанное состояние происходит вследствие массивных ожогов, перитонита, обезвоживания, лихорадочных явлений. Гемодиализ позволяет вывести чрезмерную концентрацию ионов одного вида, заместив их другими. Также показанием для рассматриваемой процедуры выступает избыток жидкости в организме, что приводит к отеку оболочек головного мозга, сердца, легких. Диализ помогает сократить отечность и снизить уровень артериального давления. Процедура гемодиализа проводится на АИП с помощью одноразовых расходных материалов, к которым относятся диализаторы, кровопроводящие магистрали, фистульные иглы, катетеры, диализные концентраты.
Где можно получить профессию валеолог?
Получить профессию валеолог можно только на базе профильного высшего учебного заведения – абитуриентам нужно выбирать в медицинском ВУЗе факультет «Валеология». Однако можно устроиться на работу и с образованием врача (независимо от специализации). Кроме того, Стать валеологом могут и те специалисты, которые получили образование социального педагога или психолога – достаточно пройти курсы профессиональной переподготовки.
В список лучших ВУЗов России, где можно обучиться на валеолога, входят:
- Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова;
- Санкт-Петербургский государственный медицинский университет им. И.П.Павлова;
- Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова;
- Рязанский государственный медицинский университет им. Павлова;
- Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет.