Образование в японии и его отличительные черты
Содержание:
- Университы Японии
- Учёба в Японии для русских
- Дошкольные заведения
- Система школьного образования в Японии
- История
- Высшее образование
- Школа при посольстве России в Японии
- Экзотические предметы в школьной программе
- Критика
- Структура образования
- Проблемы в школьной системе
- Школьное образование
- Местное сообщество – кладезь коммуникативных ресурсов
Университы Японии
В Японии около 726 университетов, 80% из них частные. Общая численность студентов превышает 2,8 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году), университет Киото (1897 год) и университет в Осаке (1931 год). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку.
Из частных наиболее известны университеты Токийский Международный университет, Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке.
Есть отдельные женские университеты диетологии и питания (например, Kagawa Nutrition University).
В силу своих национальных традиций и сложности языка Япония всегда была закрыта для обучения иностранных студентов. Однако последние годы ситуация меняется, и Япония стала популярной среди иностранных студентов. Сейчас в Японии учатся более 100 000 иностранных студентов.
Сроки обучения в университетах стандартизированы:
- Бакалавриат высшего образования:
- В университете полного цикла — 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся 6 лет. По окончании курса и получении 124 кредитных единиц присуждается степень бакалавра (Gakushi).
- В университетах ускоренного цикла обучение ведется 2 или 3 года. По окончании курса и получении 62 или 93 кредитных единицы соответственно присуждается степень бакалавра университета ускоренного цикла (TankiDaiGakushi).
- Магистратура предусматривает углубленную научную и профессиональную специализацию. После 2-летнего обучения по программе, сдачи выпускных экзаменов и защиты диплома выпускнику присуждается степень магистра.
- Докторантура – 5 лет.
- Ученая степень по специальности – 2 года.
Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые 2 года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины — историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый 2-годичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели — убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.
Поступление на бакалавриат в университет Японии
Поступить в государственные университеты можно с 18 лет, закончив полную среднюю школу 12 лет обучения.
Прием проводится в 2 этапа:
- На первом этапе абитуриенты централизованно сдают «Общий тест достижений первой ступени», который проводится Национальным центром по приему в университеты.
- Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.
Частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.
С 2019 года русские студенты могут подавать документы на программу бакалавра без подготовительного года обучения.
Требования к знанию японского языка для иностранцев:
- Экзамен Нихон Рюгаку Сикэн (минимум 200 баллов) или
- Экзамен на определение уровня (1 или 2 уровень) Нихонго Носреку Сикэн.
Визы для обучения в Японии
На подготовительный курс выдается виза «поступление на учебу». На обучение по основным программам в университете выдается виза «обучение в Японии».
Стипендии для обучения в университетах Японии
Японская организация поддержки студентов JASSO помогает с получением стипендий. Заявление нужно подавать после приезда в Японию.
Также есть стипендии для студентов, которые получили высшие баллы на экзамене японского языка для иностранцев Нихон Рюгаку Сикэн.
Некоторые университеты, например, Tokyo International University, также предлагают собственные стипендии иностранным студентам.
Работа в Японии во время и после обучения
В течение программы в вузе вы можете работать от 4 до 28 часов в неделю в зависимости от типа разрешения на обучение. Нужно получить в иммиграционной службе разрешение на подработку в статусе студента.
Для трудоустройства в Японии после университета необходимо подать заявление в иммиграционную службу, в котором указывается планируемый работодатель.
Учёба в Японии для русских
Обучение в Японии для русских, как и для граждан других стран, не мечта, а вполне реальная перспектива. Как получить образование в стране Восходящего Солнца? Есть несколько вариантов:
- обучение в университете Японии;
- языковые школы;
- учёба по обмену.
Обучение в университете
Это четырёхлетняя программа, которая даёт возможность получить степень бакалавра. Если позволяют деньги, можно выбрать любой японский вуз и поступить на нужную специальность. Сколько стоит обучение в Японии? В частном вузе стоимость может доходить до заоблачных высот. В государственных ниже. Так, в Токийском университете стоимость обучения на бакалавра составляет около 500 000 иен (355 000 рублей). Но стоит помнить, что для поступления в государственный вуз нужно пройти высокий конкурс.
Стоимость обучения в Токийском и Киотском универститах для иностранцев чуть меньше, чем для жителей Японии.
Языковые школы
Языковые школы предлагают различные по длительности программы: от месяца до двух лет. Но только сертификат после двухгодичного обучения даёт право поступать в японские университеты.
Каждый иностранный студент сдаёт нихонго норёку сикен. Это экзамен на знание языка. Можно поступать с английским, но таких вузов немного и перспективы остаться в стране низкие.В Японии иностранные студенты могут не только учиться, но и работатьПо закону иностранцы могут работать в Японии только 28 часов в неделю. Это скорее рекомендация, чем запрет. Главное, чтобы работа не мешала учебному процессу.
Учёба по обмену в Японии
Поехать на учёбу в японский вуз или языковую школу можно не только самостоятельно, но и по программам обмена. Ежегодно японское правительство приглашает самых активных и умных студентов из разных стран в Японию для получения языковой и университетской подготовки. А иногда даже бесплатно.
Как правило, для учёбы на бакалавра выделяют одно-два места, а для языковой школы до пяти.
Чтобы отправиться на учёбу по обмену, нужно узнать, какие программы есть в вашем университете и собрать необходимые документы для передачи в японское посольство.
Дошкольные заведения
Итак, как учатся в Японии? Все начинается с дошкольных заведений. Их существует два вида:
- Государственные учреждения по уходу за детьми. Они рассчитаны для детей от двух лет, созданы, чтобы помочь работающей матери воспитывать ребенка. Обычно манерам детей обучают родители, но если им некогда заниматься воспитанием ребенка из-за работы, то это сделают в начальном учебном заведении.
- Частный детсад. Предназначен для детей постарше. Здесь малышей учат петь, рисовать, читать и считать. В более элитных, и соответственно, дорогих заведениях, изучают английский язык. Поэтому в школу дети приходят уже полностью подготовленными.
Основная функция дошкольных заведений заключается еще и в социализации, а не только в получении знаний. Ребятам показывают, как правильно налаживать контакт со сверстниками, и в целом вести себя в обществе. Чтобы ребенок умел уживаться в любом коллективе в садике, а потом и в школах, ежегодно меняют состав классов.
Система школьного образования в Японии
Как получают образование в Японии? Если российская система образования предполагает 9 или 11 лет непрерывного обучения, в Японии всё несколько иначе. Каждому ребёнку с детства внушают, что нужно хорошо учиться. В противном случае он не сможет найти приличную работу и устроиться в жизни.
Школьное образование в стране Восходящего Солнца включает три этапа:
- Начальная школа.
- Средняя школа.
- Старшая школа.
Специфика обязательного школьного образования в Японии заключается в том, что оно длится только девять лет: шесть лет в начальной школе и три года в средней. Старшая школа считается необязательной, однако 96% всех школьников её оканчивают.
Начальная школа в Японии
Начальная школа в Японии считается одним из самых сложных периодов в жизни. Это связано с большой нагрузкой, которая ложится на детей во время обучения.
Чтобы поступить в начальную школу, дети должны знать технику чтения хироганы и катаканы, а также владеть основами арифметики. В школе детей обучают японскому языку, каллиграфии, математике, общественным и естественно-научным дисциплинам, дают уроки музыки, рисования, домашнего хозяйства, физической культуре.
Особенность начальной школы — в ней не задают домашние задания. Они появляются только в средней и старшей школах и почти сразу становятся очень объёмными.
В конце начальной школы ученики сдают экзамен на знание 1006 иероглифов. Это значит, что нужно знать больше половины символов системы кандзи (всего их 1945).
В Японии используют сразу три японские азбуки: хирогану — слоговую систему для обозначения традиционных понятий и предлогов, катакану — для заимствованных слов, и кандзи — иероглифическую систему.
Средняя школа
После экзаменов в начальной школе, ученики переходят в среднюю. Здесь добавляются английский язык и предметы по выбору.
В системе начального и среднего образования в Японии нет единой утверждённой Министерством образования программы. Каждая школа определяет свой набор учебников для изучения.
Репетиторские школы
Со средней школы в расписании у детей часто появляются занятия в дополнительных школах мастерства Дзюку. Это особенность образовательной системы Японии, нигде в мире такого больше нет. В них дети занимаются с репетиторами, делают бесконечное количество тестов и упражнений. Считается, что без учёбы в Дзюку шансы поступить в престижный университет малы.
Репетиторские школы — совсем недешёвое удовольствие. Ежегодно их доход составляет более триллиона иен.
Неудивительно, что школьники считаются самыми занятыми людьми в Японии. В средней школе они первую половину дня проводят в классе, потом идут на кружки, потом в Дзюку, а ещё нужно успеть выполнить все домашние задания!
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Старшая школа
Образовательная система в Японии даёт возможность ученикам после средней продолжить обучение в старшей школе. Здесь школьники активно готовятся к поступлению и более глубоко осваивают специализацию. Их можно условно сравнить с нашими техникумами и колледжами.
Сколько стоит обучение в школе в Японии
Обучение в японской школе — недешёвое удовольствие. В год родители школьников отдают примерно 415 000 иен (298 000 рублей). Всё зависит от престижности учебного заведения. В частных сумма будет выше, чем в государственных. Плюс дополнительно оплачивается обучение в репетиторских школах Дзюка.
Урок в японской школе
История
За китайскими иероглифами последовали конфуцианство и буддизм. В период Нара (710 — 794) в 7-м веке первая государственная школа была создана по образцу Королевства Тан в Китае. Были приглашены китайские и корейские учителя, которые преподавали религию, право, историю, китайскую литературу, музыку, математику и медицину. Школа была очень элитной.
В период Хэйан (782 — 1184) аристократия создала несколько частных школ, которые были приравнены к государственным. К концу 12-го века класс рыцарей (самураев) взял на себя политическое руководство и стал лидером в области образования. В бурные времена вплоть до периода Токугава (1603 — 1868) около 1600 года в Киото и Камакуре были буддийские храмы, которые были центрами обучения. Нет конкретных цифр о доле японского населения, которая умела читать и писать в этот период, но есть согласие, что только в период Токугава образование стало доступным для более широких слоев населения.
Учебный год в Японии начинается в апреле.
В 16 веке иезуит Франсиско Ксавье основал миссию в Японии. Иезуиты были очень активными учителями, но были запрещены в 17 веке, когда Япония закрыла свои границы для внешнего мира. В иезуитских школах они преподавали астрономию, географию, медицину и искусство.
Учебный год состоит из трёх триместров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.
В течение периода Токугава 18-го века, школы Terakoyas, частные учреждения, которые обучали детей, стали набирать простых людей, а не только детей элиты. Теракойя означает «храмовая школа», и школы были связаны с буддийскими храмами. Учение давалось монахами и воинами и происходило либо в буддийских храмах, либо в частных домах. Мальчики и девочки обучались индивидуально с 7 лет. Хотя конкретных цифр нет, считается, что около 50% мужчин и 20% женщин могли читать и считать к концу периода Токугава 19-го века.
После периода Токугава в 1868 году последовало восстановление Мэйдзи, и в этот период Япония работала над восстановлением общения с Западом и индустриализацией страны. В 1871 году делегация Ивакуры (которая среди прочего состояла из многих ведущих политических лидеров и олигархов Японии) отправилась в двухлетнее путешествие на Запад, чтобы приобрести новые знания, культуру, технологии и вооружение.
Самым молодым сотрудником делегации Ивакуры была Умеко Цуда, которая в возрасте 6 лет была с делегацией в США и Европе. Она решила остаться в Соединенных Штатах для получения образования и не вернулась в Японию до совершеннолетия, где она основала школу для женщин, которая сегодня называется Университетом Цуда. Одна из целей делегации Ивакуры состояла в том, чтобы вернуть полученные знания в Японию, чтобы страна могла быть быстро модернизирована.
Именно во время Реставрации Мэйдзи в 1872 году было введено 4 года обязательного школьного образования, а также после периода Мэйдзи был введен предшественник школьной системы в Японии, какой мы ее знаем сегодня. Аринори Мори считается основателем этой школьной системы и стал первым министром образования Японии в 1880-х годах. В этом контексте следует упомянуть еще одного важного человека — Фукусава Ючи, которого отправили с первой делегацией после того, как страна открылась из изоляции в середине 1800-х годов. Фукусава был важным двигателем модернизации Японии. В 1870-х он опубликовал ряд текстов под названием «Gakumon no Susume — призыв к обучению». В этих текстах Фукузава акцентирует внимание на том, что хорошее образование было важно как для отдельных людей, так и для общества в целом. Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года
Школьная система состоит из:начальной школы (яп. 小学校 ), 6 летсредней школы (中学校), 3 годастаршей школы (高等学校), 3 года
К второй мировой войне школьная система все больше характеризовалась национализмом и милитаризмом, и, конечно, школьные учебники были также окрашены идеологией, которая была центральной в то время в стране. С другой стороны, когда Япония поиграла во время Второй мировой войны, учебники были переписаны и национализм был удалён. Даже сегодня содержание школьных учебников является противоречивым, поскольку школьная система вновь стала централизованной, и школьные учебники должны быть утверждены государством, чтобы их можно было использовать в преподавании. В современных выпусках учебников была высказана критика по поводу того, что Япония движется в неправильном направлении и вновь прославляет историю, не давая конкретных и достаточно критических описаний того, что Япония сделала во время Второй мировой войны.
Высшее образование
Система высшего образования в Японии похожа на европейскую и американскую системы. После четырёх лет обучения студент получает степень бакалавра и может либо искать работу, либо продолжать научную деятельность.
Для тех, кто после средней школы пошёл в старшую, есть возможность перейти сразу на третий курс. Потому что на первых двух студенты, как правило, определяются с интересным направлением, а с третьего уже начинается специализация.
Высшее образование в Японии можно получить в частных и государственных вузах. Но все стремятся поступить в государственные. Для этого есть несколько причин:
- считается, что там более качественное образование;
- диплом даёт преимущество при устройстве на работу;
- цена за обучение значительно ниже.
Для сравнения обучение на медицинском факультете в университете Токио обойдётся в 3,5 миллиона иен (1,3 миллиона рублей) за шесть лет учёбы. А обучение в частном университете по той же специальности — больше 30 миллионов иен (больше 21 миллиона рублей).
При этом поступить в государственный вуз очень сложно. Если для учёбы в частном университете достаточно показать результаты Центрального экзамена, сдать вступительные и стабильно платить раз в год прописанную сумму, то для государственного вуза помимо всего вышеперечисленного придётся написать мотивационное письмо и стать лучшим среди остальных абитуриентов, пройдя сумасшедший конкурс.
Ещё один интересный факт: в университетах Японии также нет утверждённой программы. Студенты сами выбирают интересные для них предметы, но не более 25. Считается, что при большем количестве студент не в состоянии концентрироваться и качественно обучаться, а меньший список предметов не позволит набрать нужное количество кредитов для успешной учёбы.
Система оценок в японских университетах
Уровень образования в Японии очень высок, потому что университеты предъявляют к своим студентам высокие требования. Так, лучшие учреждения страны устанавливают для учащихся количество кредитов, которые они должны набрать за весь период обучения. Каждый предмет даёт два балла. Также на успеваемость влияет посещаемость, написание работ, результаты тестирования и экзамены.
Оценки выставляют по пятибалльной шкале:
- высший балл — А;
- средние баллы — B, C, D;
- низший балл, при котором требуется пересдать предмет — F.
Экзамены в университетах проходят только письменно и по материалу всего курса. Поэтому готовиться и повторять материал нужно постоянно. При малейшем подозрении на списывание или плагиат, можно лишиться всех заработанных за год баллов и даже вылететь из университета.
К труду, как и к постоянному обучению, японцев также приучают с детства. Ни в школе, ни в университете нет уборщиков. Всю территорию ученики и студенты убирают сами.
Трудоустройство для студентов
Огромный плюс многих университетов страны Восходящего Солнца — учебное заведение на старших курсах само ищет рабочие места для своих студентов. От количества трудоустроенных зависит рейтинг вуза и дотации, на которые он может рассчитывать от государства.
Также многие компании выбирают самых перспективных студентов уже на первом курсе и помогают с оплатой учёбы, чтобы после получения диплома этот специалист пришёл на работу именно к ним.
Раньше японцы работали всю жизнь на одном месте. Потеря работы была страшной трагедией — ведь шанс найти новую близился к нулю. Но в современной Японии эта традиция постепенно уходит в прошлое, а люди при желании могут менять места и специализации.
Школа при посольстве России в Японии
Русскоязычные мигранты из стран СНГ, опасающиеся, что их дети не справятся с повышенной нагрузкой в японской школе, могут заинтересоваться тем, как работает русская школа при посольстве в Японии. Бытует мнение, что принять в это заведение могут только детей посольских работников, но это не совсем так. В эту школу можно попасть по предварительной записи. Однако стоимость обучения здесь довольно высокая, но еще дороже обойдется аренда жилья. Поскольку школа расположена в престижном районе Токио, снять квартиру здесь можно не менее чем за 1 300$ в месяц.
Есть и другой способ получения русскоязычным ребенком образования в Японии: жителям СНГ доступно обучение по обмену для школьников. В подобных программах могут принимать участие подростки 15-18 лет. Продолжительность программы – 12 месяцев, стоимость участия в ней – 9 100$. Организацией обучения и поиском семей для проживания занимается в том числе и школа при посольстве РФ.
Экзотические предметы в школьной программе
Домоводство (обязательный предмет для всех)
С четвертого класса детей в японских школах начинают обучать премудростям ведения домашнего хозяйства. Умению пришивать пуговицы, готовить еду и обращаться с бытовой техникой, плюс навыкам по уходу за детьми и пожилыми людьми обучают всех учеников, не делая никаких гендерных различий.
Так было не всегда. До середины девяностых годов прошлого века домоводству обучали только девочек, мальчики же посещали уроки ручного труда. Однако благодаря изменениям в школьной программе в стране выросло целое поколение молодых людей, которых еще в школе научили держать в руках иголку с ниткой, планировать меню и ухаживать за ребенком. Возможно, именно поэтому молодые японские мужчины, создав семью, более активно, чем старшее поколение, включаются в домашние дела и принимают участие в воспитании детей.
Уроки нравственности и уроки созерцания
Экзотическими школьными предметами можно назвать уроки созерцания и уроки нравственности
В рамках первых детей обучают видеть красоту вокруг себя − учитель обращает внимание школьников на связь флоры и фауны, особенности развития всего живого в природе, краски времен года. Примечательно, что ученики не просто любуются окружающим миром, но и получают за это оценки и сдают экзамены по предмету
Нравственное воспитание – самостоятельная дисциплина, которая преподается на всех этапах школьного обучения. Ее элементы обязательно включает в себя любая образовательная программа. На уроках нравственного воспитания дети и подростки разбирают множество вымышленных ситуаций и примеров из истории, отмечая в них общечеловеческие ценности и добродетели: трудолюбие, целеустремленность, стремление к свободе, справедливости, достижению гармонии с природой и в отношениях между людьми.
Однако коллективизм не зря считается важнейшей отличительной чертой восточного менталитета: главная задача уроков нравственного воспитания – помочь учащимся осознать собственное место в семье, классе, школе, государстве и мире, при этом отдавая себе отчет в том, что самая большая ценность − возможность ощущать себя частью коллектива.
Критика
Японские учащиеся сталкиваются с огромным давлением со стороны родителей, учителей, сверстников и общества с целью добиться успехов в учебе
Это в значительной степени результат того, что общество давно придает большое значение образованию, а также системы, в которой все внимание уделяется одному экзамену, который имеет серьезные последствия на всю жизнь. Это давление привело к таким формам поведения, как насилие в школе, обман, самоубийство и значительный психологический ущерб
В некоторых случаях у студентов случались нервные срывы, которые требовали госпитализации уже в возрасте двенадцати лет. В 1991 году сообщалось, что 1333 человека в возрастной группе от 15 до 24 лет покончили с собой, в основном из-за академического давления. С международной точки зрения, уровень самоубийств среди подростков близок к среднему по ОЭСР и ниже, чем в США, Канаде и Австралии. Обследование, проведенное Министерством образования, показало, что учащиеся государственных школ были вовлечены в рекордное количество инцидентов с применением насилия в 2007 году: 52 756 случаев, что примерно на 8 000 больше, чем в предыдущем году. Почти в 7000 из этих инцидентов учителя подвергались нападениям.
Японскую систему образования также критиковали за неспособность воспитывать независимых мыслителей с культурной и художественной чувствительностью. Японские учащиеся, обучающиеся в зарубежных школах, часто сталкиваются с трудностями при адаптации и конкуренции в этой среде из-за отсутствия международной точки зрения.
Существует также критика относительно количества свободного времени, которое предоставляется и / или разрешается учащимся в средней и старшей школе. По мере того, как японские учащиеся растут, их время, чтобы подтвердить то, чему они научились в классе, в реальной жизни резко сокращается, начиная с перехода из начальной в младшую среднюю школу. В значительной степени это связано с обучением в неполной школе, или дзюку , которое может начаться уже в начальной школе и в полной мере вступает в силу к концу неполной средней школы, в которой участвует примерно 60% всех учащихся. Это число резко возросло за последние пару десятилетий, равно как и мнение о Джуку в японской академической системе. Первоначально рассматриваемые как проблема, неполные школы стали синонимом школьного образования в Японии и даже считаются опорой для структуры указанного обучения. Поскольку стоимость Juku составляет от 600 000 до 1,5 миллиона иен , в зависимости от возраста ученика и того, сколько может заплатить опекун, школа полного цикла является очень прибыльной частью экономики: на сегодняшний день действует более 48 000 школ Juku. Поскольку эти внеклассные занятия проводятся от 1 до 6 дней в неделю в дополнение к обычным занятиям, существует опасение, что учащиеся не смогут применить то, что они узнали, в своей жизни, и, таким образом, могут предсказуемо потерять сохраненные знания после вступительных экзаменов. старше.
Издевательства
Есть критика относительно недостаточных усилий по сокращению издевательств в школах. В 2019 финансовом году в школах Японии было зафиксировано рекордное количество случаев запугивания — 612 496 человек. Сюда входят государственные, частные начальные, неполные средние, средние школы и специальные школы для детей с ограниченными возможностями. Серьезных происшествий с тяжелыми физическими или психологическими повреждениями было 723 (на 20% больше, чем в 2018 году). Издевательства происходят в основном в начальных школах (484 545 случаев в 2019 году), затем следуют неполные средние школы (106 524 случая в 2019 году) и средние школы (18 352 случая в 2019 году). В 2019 финансовом году 317 студентов умерли от самоубийства, 10 из которых пострадали от издевательств. 61,9 процента случаев были словесными издевательствами, а онлайн-издевательства составили 18,9 процента в средних школах. В 2019 году было зафиксировано 78 787 случаев насильственных действий со стороны учащихся начальных, неполных и средних школ.
Структура образования
Маленькие японцы начинают учиться с ранних лет. Цель образования в Японии – не только дать ученикам знания, но и воспитать хороших людей, которые готовы перенимать многовековые традиции, уважать старших, продолжать дело предков, усердно трудиться и работать в команде.
Структура образования в Стране восходящего солнца аналогична другим странам, хотя и имеет свои особенности. Кратко ее можно описать следующим образом:
- ясли, детский сад или специальное дошкольное учреждение для инвалидов – здесь малышей учат общаться с другими, объясняют правила поведения, учат читать, писать и считать;
- школа – начальная, средняя и старшая;
- высшее образование – университет, колледж или специальные профессиональные техникумы.
После получения степени бакалавра в университете студенты могут поступить в магистратуру или аспирантуру, а после этого – в докторантуру. Это самый полный вариант обучения, после которого бывший студент получает степень доктора наук.
Проблемы в школьной системе
В Японии, как и во всем мире, существует ряд проблем в школе и образовании. Запугивание и насилие в школе не редкость
В последнее время повышенное внимание уделяется отказу учеников от школы. Ученикам, которые изолируют себя в своей комнате, и не в последнюю очередь ученикам, которые бросают школу
С 80-х годов начался разговор о термине ютори-кёйку — «обучение без стресса», и был проведен ряд школьных реформ. В 80-х учебная программа была ограничена, и количество часов также было уменьшено. В 1990-е годы реформы такого же типа были продолжены, были частично освобождены от уроков субботы, сократив до двух в месяц. В 2002 году такие реформы были продолжены, и была введена свободная суббота для всех учеников. Реформы образования получили много критики, что школа стала слишком слабой и даёт мало знаний. С 2013 года второй по величине город Японии Осака запретил субботние занятия во всех начальных школах города.
Японская школьная форма
Просмотры: 4 082
Школьное образование
Продолжительность и структура школьного образования в России и Японии значительно отличается. Обучение в школе продолжается 12 лет. При этом один учебный год длится целых 11 месяцев (с апреля по март). В школы принимают детей в возрасте 6-7 лет. Обучение в школе делится на три этапа:
- начальная школа. Японские ученики, в отличие от российских, учатся в начальной школе целых 6 лет. На этом этапе учиться достаточно несложно: учителя не задают домашних заданий, экзаменов нет, число уроков в день — не более четырёх. Основная задача педагогов начальной школы — познакомить детей с общими сведениями о мире и их родной стране.
- средняя школа. Обучение в средней школе длится 3 года. Всё это время проходит для японских подростков в напряжённой учёбе. Им нужно готовиться к огромному количеству тестов, контрольных, зачётов и экзаменов. Каждый день, будь то будни, выходные или каникулы, японские школьники сидят за уроками. От успешной сдачи экзаменов (сессии в средней школе бывают по 2-3 раза за учебный год) зависит, сможет ли ученик перейти в следующий класс или нет. Учёбу подростки обязательно совмещают с различными кружками и секциями по интересам.
- старшая школа. В отличие от первых двух образовательных ступеней, старшую школу посещать не обязательно, к тому же обучение в ней является платным. Но, несмотря на эти условия, 94% японских школьников становятся старшеклассниками, ведь продолжение школьного образования позволяет поступить в высшее учебное заведение.
Местное сообщество – кладезь коммуникативных ресурсов
Создание связей между школой и семьями учеников, а также между школой и местным сообществом – одна из приоритетных задач школьного менеджмента.
Мы считаем, что хорошая местная община – это ценный ресурс для формирования хорошей школы, а совместная усиленная работа над созданием хорошей школы в конечном счёте положительно сказывается на всём районе. 8 лет назад был создан местный комитет для оказания содействия школе силами местных жителей. Несмотря на присущее нашему времени ослабление человеческих контактов в местном сообществе, жители осознанно отнеслись к вопросу сотрудничества со школой и стали задействовать самые разнообразные местные ресурсы. Начинали с малого – волонтёры дежурили в школьной библиотеке, чтобы подростки могли пользоваться ею во внеурочные часы, следили за состоянием школьных газонов. Постепенно круг деятельности расширялся, у нас появился клуб «Субботняя школа» под руководством студентов вузов, собирающихся стать преподавателями, и кружок английского языка для желающих сдать сертификационный экзамен. О другой инновации – вечерних дополнительных уроках, организованных комитетом и проводимых совместно с частными репетиторскими школами, – узнала вся страна. На сегодняшний день дополнительные субботние классы посещает около 200 учащихся.
Сейчас с трудом верится, что всего 7 лет назад школа Вада занимала самое последнее место из 23 школ района Сугинами по уровню знаний учащихся. Непрерывные целенаправленные меры помогли нашей школе занять лидирующую позицию не только в своём районе, но и во всём Токио (рис.2).
Контрольные работы – далеко не единственный способ оценки результатов, и проанализировать конкретные причины повышения успеваемости не так-то легко. Тем не менее, я считаю, что подобные результаты получены исключительно благодаря комплексному и тщательно спланированному образовательному процессу, основанному не только на совершенствовании самого обучения, но и на неуклонном поддержании дисциплины и соблюдении этикета, развитии таких базовых бытовых навыков, как привычка рано ложиться, рано вставать и завтракать перед школой, формируемых при сотрудничестве школы с семьями, а также обилию возможностей для коммуникации, обеспечиваемых усилиями местного сообщества.