Что такое естественно-научный профиль обучения и кому он подходит

Содержание:

«Начальные геометрические понятия»

Ключевые слова конспекта: начальные геометрические понятия, математические утверждения в геометрии, аксиома, определение, теорема, доказательство, точка, прямая, линия, плоскость, луч, отрезок, длина отрезка, измерение отрезков, единицы длины, расстояние между двумя точками.

Математические утверждения в геометрии

Аксиома – это утверждение, принимающееся как истинное без доказательства. Слово «аксиома» происходит от греческого слова «аксиос» и означает «утверждение, не вызывающее сомнений».

Определение – четкое формулирование того или иного математического понятия.

Теорема – математическое утверждение, истинность которого устанавливают путем доказательства.

Признак – утверждение,которое позволяет доказать, что данная фигура является фигурой, которая имеет данные качества или связана необходимыми отношениями.

Доказательство – размышление, в ходе которого устанавливается истинность или ложность утверждения.

Простейшие геометрические фигуры

Точка — понятие, не имеющее значения. Представление о точке дает след на листе бумаги, сделанный хорошо заостренным карандашом. Слово «точка» является переводом латинского слова «pungo», что означает «тыкаю», «дотрагиваюсь». Обозначают точки большими латинскими буквами: А, В, С.

Прямая — понятие, не имеющее значения. Представление о прямой дают: туго натянутая нитка; луч света, проходящий сквозь узкое отверстие. Обозначают прямые латинскими буквами: а, b, … или двумя большими латинскими буквами: АС, ВС, … Прямая бесконечна.

Слово «линия» происходит от латинского слова «tinea», что значит «лён», «льняная нить», иногда это слово понимают как «прямая линия», и отсюда происходит слово «линейка».

Плоскость — понятие, не имеющее значения. Представление о плоскости дают: поверхность стола, оконного стекла, поверхность озера в тихую погоду и т.п. Плоскость предcтавляют неограниченной, идеально ровной и гладкой. Обозначают плоскости маленькими греческими буквами:  α, β, …

Луч (полупрямая) — часть прямой, состоящая из всех точек этой прямой, которая лежит по одну сторону от данной на ней точки (начало луча).

Отрезок и его длина

Отрезок — часть прямой, ограниченная двумя точками, включая эти точки. Равные отрезки — отрезки,которые совпадают при наложении. Середина отрезка — точка, которая делит отрезок пополам.

Расстояние между двумя точками

Расстояние между разными точками — длина отрезка с концами в данных точках. Расстояние между точками, которые совпадают, равно .

Для любых точек А и В расстояние от А до В равно расстоянию от В до А. Для любых трех точек расстояние между двумя из них не больше суммы двух других расстояний.

Это конспект по теме «Начальные геометрические понятия». Выберите дальнейшие действия:

  • Перейти к следующему конспекту: Аксиомы планиметрии
  • Вернуться к Списку конспектов по геометрии

Как выбрать учебник по химии

Определитесь с целью обучения и уровнем знаний. Если известны простые вещества, переходите к сложным; от воды до спиртов и эфиров. Зависит от того, нужна тема для классной работы или домашнего обучения; тема изучается впервые или повторяется. Мы подготовили список критериев выбора.

Соответствие ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт – образец программы обучения, которому следуют школы, вузы, колледжи. Чтобы знания соответствовали экзаменационным критериям, узнайте элементы, прописанные в кодификаторе ФИПИ. Дополнительная литература не гарант заданного школьного образования, но одна из вариативных частей государственной программы.

Стандарт определяется по трём аспектам: программе, условию, результату. Выявить соответствие информации ФГОС легко по печати на издании либо сверив с кодификатором. Гарантировано постепенное продвижение по образовательным ступеням. Дополнительная литература закрепляет и расширяет полученные знания.

Структурированность

12 заданий в ЕГЭ посвящено общей химии, 7 – неорганической, 9 – органической. Из них 4 задания во второй части. Для подготовки берите учебники, которые способны дать теорию к этим заданиям.

На базовом уровне изучают амины, аминокислоты, белки. На профильном представлены нитросоединения, анилин, пептиды, структура белков, пиррол, пиридин, пиримидиновые и пуриновые основания. Отслеживайте наличие этих тем в выбранных учебниках. В структуре они должны подаваться последовательно.

Доступность подачи материала

Наглядность и доступность прослеживаются в компактном способе подачи материала. На определённом этапе можно вернуться к неизученным или непонятным положениям.

Нестандартные задачи формируют изобретательность, творческое мышление, умение упрощать формулы, создавая новые решения. Необычные задания бывают простыми словесными, среднего уровня, олимпиадными. Игровой формат материала мотивирует к углублённому изучению химии, увеличивает удовольствие от получения знаний. Отдавайте предпочтение иллюстрированным, детальным пособиям.

Разнообразие заданий

Химические задания делятся на пять видов: тестовые, расчётные, качественные, экспериментальные, комбинированные. Основные цели задач – составление и решение химических уравнений, демонстрация теории на практике.

Все эти виды есть в школьной программе ФГОС. Задания из дополнительных пособий должны соответствовать системе ГИА.

Лучшие учебники по алгебре

Базовые геометрические объекты

Базовые геометрические фигуры — это точки, отрезки, лучи, прямые, плоскости.

Точка — это идеальный математический объект, у которого нет длины и ширины.

Отрезок — это часть прямой, у которого есть начало и конец.

Смежные отрезки — это отрезки, которые не лежат на одной прямой и имеют один общий конец. На рисунке изобразили смежные отрезки АВ и АС, где точка А — общий конец.

Прямая — это «не кривая». Более точное определение вряд ли можно сформулировать.

Когда мы рисуем прямую на листе бумаги, мы изображаем только ее часть, потому что прямая не имеет начала и конца.

Обозначать прямые принято малыми латинскими буквами (a, b,c), но можно и большими латинскими буквами (АВ, CD, MN). Точки всегда обозначают большими латинскими буквами (А, В, С).

Два варианта расположения точек относительно прямой:

  1. Точки лежат на данной прямой. Или еще говорят, что прямая проходит через эти точки — на рисунке выше такими точками являются А и В. При решении задач для краткости используют запись A ∈ a (читается так: точка А принадлежит прямой a или точка А лежит на прямой a), аналогично будет и для точки В (B ∈ b).
  2. Точки не лежат на данной прямой. Говорят так: прямая не проходит через эти точки — на рисунке такими точками являются С и D. При решении задач для краткости используют запись C ∉ a (читается так: точка С не принадлежит прямой a или точка С не лежит на прямой a), аналогично будет и для точки D (D ∉ a).

Важно знать

Через любые две точки можно провести прямую и притом только одну.

Если рассмотреть две прямые, то возможны два варианта их расположения:

  1. Прямые пересекаются, то есть имеют одну общую точку.
    Для записи пересекающихся прямых используют специальный знак — ∩ , то есть a ∩ b (читают: прямая a пересекает прямую b).
  2. Прямые не пересекаются, то есть не имеют общих точек.
    Для записи не пересекающихся прямых используют специальный знак — ,
    то есть m n (читают: прямая m не пересекает прямую n).

Луч — это часть прямой, ограниченная с одной стороны. Луч имеет начало, но не имеет конца.

На рисунке точка О разбивает прямую АВ на две части:

Каждая из этих частей называется лучом, а точка О является началом одного и другого луча.

Назовем получившиеся лучи:

  • Луч ОА, точка О — начало луча ОА; конца у луча ОА нет.
  • Луч ОВ, точка О — начало луча ОВ; конца у луча ОВ нет.

Лучи ОА и ОВ принадлежат одной прямой АВ. Лучи ОА и ОВ имеют общее начало (точка О). Лучи ОА и ОВ противоположно направлены. При таких условиях лучи ОА и ОВ называются дополнительными.

Плоскость — это бесконечная поверхность, к которой принадлежат все прямые, которые проходят через какие-либо две точки плоскости

Предметы основного общего образования

Для учеников 5-9 классов актуален вопрос: какие предметы изучают в средней школе:

  • русский язык, родной язык;
  • литература, родная литература;
  • иностранный язык, второй иностранный язык;
  • история;
  • обществознание;
  • география;
  • математика, затем алгебра;
  • геометрия;
  • информатика;
  • основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • основы религиозных культур и светской этики;
  • физика;
  • биология;
  • химия;
  • изобразительное искусство;
  • музыка;
  • технология;
  • физическая культура;
  • основы безопасности жизнедеятельности.

Обычно дети учатся пять раз в неделю. Шестой день может быть посвящен походам в музей, посещению выставок всем классом.

Урок длится 45 минут. Количество уроков в день в 5-6 классах не должно быть больше пяти, в 7-9 классах предел — шесть уроков. Однако на индивидуальные и гpуппoвыe консультации могут быть выделены дополнительные часы, которые не включаются в общую нагрузку.

Стоит ли сдавать физику на ОГЭ?

Я не рекомендую сдавать физику в девятом классе. В экзамен нынешнего формата включены темы, которые проходят только в 10 и 11 классах. Девятиклассникам их преподают очень быстро, поверхностно и в укороченном варианте, чтобы те могли хоть как-то написать ОГЭ, а в следующие два года разбирают подробно.

Например, магнетизм — сложная для изучения тема. Тяжело представить, что происходит на уровне электронов, куда они летят и зачем. Девятикласснику будет сложно осваивать такие темы самостоятельно. А школьной программы совершенно недостаточно.

Чтобы успешно сдать ОГЭ по физике, нужно быть готовым самому разбирать темы старших классов, либо заниматься с репетитором. Решайте тесты и помните, что часть знаний в школе не дадут вообще

Важно рассчитывать силы

Ещё лайфхак — смотреть передачу «Галилео», чтобы легко решать задачи на применение и знание физики в жизни. 

9 класс

01. Законы взаимодействия и движения тел

  • 01. Материальная точка. Система отсчета
  • 02. Перемещение
  • 03. Определение координаты движущегося тела
  • 04. Перемещение при прямолинейном равномерном движении
  • 05. Прямолинейное равноускоренное движение. Ускорение
  • 06. Скорость прямолинейного равноускоренного движения. График скорости
  • 07. Перемещение при прямолинейном равноускоренном движении
  • 08. Перемещение тела при прямолинейном равноускоренном движении без начальной скорости
  • 09. Лабораторная работа 1. Исследование равноускоренного движения без начальной скорости
  • 10. Решение задач на определение ускорения, мгновенной скорости и перемещения при равноускоренном прямолинейном движении
  • 11. Решение задач по теме Прямолинейное равномерное и неравномерное движение
  • 12. Относительность движения
  • 13. Инерциальные системы отсчета. Первый закон Ньютона
  • 14. Второй закон Ньютона
  • 15. Третий закон Ньютона
  • 16. Свободное падение тел
  • 17. Движение тела, брошенного вертикально вверх
  • 18. Лабораторная работа 2 Исследование свободного падения тел
  • 19. Законы всемирного тяготения
  • 20. Ускорение свободного падения на Земле и других небесных телах
  • 21. Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью
  • 22. Решение задач
  • 23. Искусственные спутники Земли
  • 24. Импульс. Закон сохранения импульса
  • 25. Реактивное движение. Значение работ К.Э. Циолковского
  • 26. Решение задач
  • 27. Решение задач на тему Законы взаимодействия и движения тел

02. Механические колебания и волны. Звук

  • 01. Колебательное движение и его характеристики. Свободные и вынужденные колебания
  • 02. Колебательное движение. Свободные колебания. Колебательные системы
  • 03. Динамика колебательного движения
  • 04. Лабораторная работа по теме Измерение ускорения свободного падения с помощью математического маятника
  • 05. Длина волны. Скорость распространения волны
  • 06. Звуковые волны
  • 07. Отражение волн. Звуковой резонанс
  • 08. Величины, характеризующие колебательное движение
  • 09. Лабораторная работа 3. Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний математического маятника от его длины
  • 10. Кинетическая энергия. Потенциальная энергия. Примеры решения задач
  • 11. Закон сохранения механической энергии
  • 12. Превращение энергии при колебательном движении. Затухающие колебания. Вынужденные колебания
  • 13. Распространение колебаний в упругой среде. Продольные и поперечные волны
  • 14. Длина волны. Скорость распространения волн
  • 15. Источники звука. Звуковые колебания. Высота, тембр, громкость
  • 16. Скорость звука. Отражение звука. Эхо
  • 17. Решение задач по теме Механические колебания и волны. Звук

03. Электромагнитные явления

  • 01. Магнитное поле и его графическое изображение. Неоднородное и однородное магнитное поле
  • 02. Направление тока и направление линий его магнитного поля
  • 03. Обнаружение магнитного поля по его действию на электрический ток. Правило левой руки
  • 04. Индукция магнитного поля
  • 05. Магнитный поток
  • 06. Явление электромагнитной индукции
  • 07. Лабораторная работа 4. Изучение явления электромагнитной индукции
  • 08. Получение переменного электрического тока
  • 09. Электромагнитное поле
  • 10. Электромагнитные волны
  • 11. Электромагнитная природа света
  • 12. Вариант контрольной работы по теме Электромагнитные явления

04. Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер

  • 01. Радиоактивность как свидетельство сложного строения атомов
  • 02. Модели атомов. Опыт Резерфорда
  • 03. Радиоактивные превращения атомных ядер
  • 04. Экспериментальные методы исследования частиц
  • 05. Открытие протона. Открытие нейтрона.
  • 06. Состав атомного ядра. Массовое число.Зарядовое число. Ядерные силы
  • 07. Энергия связи. Дефект масс
  • 08. Деление ядер урана. Цепная реакция
  • 09. Ядерный реактор
  • 10. Атомная энергетика
  • 11. Биологическое действие радиации
  • 12. Термоядерная реакция
  • 13. Контрольная работа по теме Строение атома и атомного ядра. Использование энергии атомных ядер
  • 14. Обобщение темы

Обзор тем

В 7 классе дети знакомятся с:

  • методом научного познания;
  • явлениями физики;
  • основными понятиями;
  • измерением величины;
  • лабораторными экспериментами. 

В учебнике отдельные явления и законы рассматриваются в общей системе науки. Например, информация о строении вещества в седьмом классе помогает изучать массу, плотность, давление газа, закон Паскаля и изменения атмосферного давления.

Главы учебника и их основное содержание

  • Введение: роль физики в познании окружающего мира, экскурс в историю развития наук о природе.
  • Первоначальные сведения о строении вещества: молекула, диффузия, опыты.
  • Взаимодействие тел: механическое движение, скорость, векторы, ускорение, инерция, зависимость силы тяжести от массы тела, динамометр.
  • Давление твёрдых тел, жидкостей и газов: формулы, единицы измерения, причины возникновения, различие между телами, атмосферное давление, манометр.
  • Работа и мощность. Энергия: механическая работа, мощность, единицы измерения, рычаг, наклонная плоскость, момент силы, центр тяжести, «золотое правило» механики, потенциальная энергия.

<<Форма демодоступа>>

В учебнике два вида текстов: основной и дополнительный. Оба помогают ребёнку понять суть явлений и проследить взаимосвязь с другими науками. Задания в конце каждого параграфа предлагается либо осмыслить самостоятельно, либо обсудить в группах. Также есть раздел «Это любопытно», который знакомит с интересными фактами. 

ДИНАМИКА. Теория и формулы (кратко).

Динамика – раздел физики, изучающий причины движения тел.

Первый закон Ньютона утверждает, что существуют инерциальные системы отсчёта, относительно которых тела сохраняют скорость постоянной, если на них не действуют другие тела.

Второй закон Ньютона утверждает, что ускорение, приобретаемое телом под действием силы, прямо пропорционально модулю силы и обратно пропорционально массе тела.

Третий закон Ньютона утверждает, что взаимодействующие тела действуют друг на друга с силами, векторы которых равны по модулю и противоположны по направлению.

Закон всемирного тяготения гласит: сила гравитационного притяжения двух материальных точек прямо пропорциональна произведению их масс и обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними. Коэффициентом пропорциональности служит гравитационная постоянная.

Закон Гука устанавливает пропорциональность модуля силы упругости модулю удлинения тела, если его деформация является упругой. Коэффициентом пропорциональности служит коэффициент жёсткости тела.

Закон Амонтона-Кулона устанавливает пропорциональность силы трения скольжения или максимальной силы трения покоя силе нормальной реакции опоры. Коэффициентом пропорциональности служит коэффициент трения.

Импульсом силы называют произведение вектора скорости на интервал времени её действия. Единица модуля импульса силы – 1 кг·м/c.

Импульсом тела (количеством движения) называют произведение массы тела на вектор его скорости. Единица модуля импульса тела – 1 кг·м/c.

Закон сохранения импульса гласит: сумма импульсов тел до их взаимодействия равна сумме импульсов этих же тел после взаимодействия, если система замкнута.

Изменение кинетической энергии тела равно работе равнодействующей всех сил. Кинетическая энергия тела, перемещающегося в пространстве без вращения, равна половине произведения его массы на квадрат скорости. Единица для измерения – 1 Дж.

Изменение потенциальной энергии тела равно взятой с противоположным знаком работе рассматриваемой потенциальной силы. Потенциальная энергия при действии силы тяжести равна произведению модуля силы тяжести на расстояние от тела до выбранного нулевого уровня энергии. Потенциальная энергия при действии силы упругости равна половине произведения коэффициента жёсткости на квадрат удлинения тела по сравнению с его недеформированным состоянием. Единица для измерения потенциальной энергии любого вида – 1 Дж.

Динамика. Таблицы.

1 файл(ы) 350.35 KB

Конспект по физике «Динамика. Теория и формулы для ЕГЭ» + шпаргалка.

Еще конспекты для 10-11 классов:

Физика 7: все формулы и определения

«Физика 7: все формулы и определения» — это Справочник по физике в 7 классе, доступный для скачивания в 2-х форматах: КРУПНО (формат PDF, на 3-х страницах) и МЕЛКО (формат JPG, на 1-й странице).

1 файл(ы) 255.55 KB

Физика 7 класс: все формулы и определения МЕЛКО на одной странице

1 файл(ы) 549.72 KB

В пособии «Физика 7: все формулы и определения» представлено 24 формулы
и определения за весь курс Физики 7 класса:

Название формулы (закона, правила) Формулировка закона (правила) Формула
1. Цена деления шкалы прибора

Для определения цены деления (ЦД) шкалы прибора необходимо:
1) из значения верхней границы (ВГ) шкалы вычесть значение нижней границы (НГ) шкалы и результат разделить на количество делений (N);
2) найти разницу между значениями двух соседних числовых меток (А и Б) шкалы и разделить на количество делений между ними (n).

ЦД = (ВГ — НГ) / N

ЦД = (Б — А) / n

2. Скорость

Скорость (ʋ) — физическая величина, численно равна пути (S), пройденного телом за единицу времени (t).

ʋ = S / t
3. Путь

Путь (S) — длина траектории, по которой двигалось тело, численно равен произведению скорости (ʋ) тела на время (t) движения.

S = ʋ*t
4. Время движения

Время движения (t) равно отношению пути (S), пройденного телом, к скорости (ʋ) движения.

t = S / ʋ
5. Средняя скорость

Средняя скорость (ʋср) равна отношению суммы участков пути (S1, S2, S3, …), пройденного телом, к промежутку времени (t1 + t2+ t3+ …), за который этот путь пройден.

ʋср = (S1 + S2 + S3 + …) / (t1 + t2 + t3 + …)
6. Сила тяжести

Сила тяжести — сила (FТ), с которой Земля притягивает к себе тело, равная произведению массы (т) тела на коэффициент пропорциональности (g) — постоянную величину для Земли. (g = 9,8 H/кг)

FТ = m*g
7. Вес

Вес (Р) — сила, с которой тело действует на горизонтальную опору или вертикальный подвес, равная произведению массы (т) тела на коэффициент (g).

Р = m*g
8. Масса

Масса (т) — мера инертности тела, определяемая при его взвешивании как отношение силы тяжести (Р) к коэффициенту (g).

т = Р / g
9. Плотность

Плотность (ρ) — масса единицы объёма вещества, численно равная отношению массы (т) вещества к его объёму (V).

ρ = m / V
10. Момент силы

Момент силы (М) равен произведению силы (F) на сё плечо (l)

М = F*l
11. Условие равновесия рычага

Рычаг находится в равновесии, если плечи (l1, l2) действующих на него двух сил (F1, F2) обратно пропорциональны значениям сил.

a) F1 / F2 = l1 / l2

б) F1*l1 = F2*l2

12. Давление

Давление (р) — величина, численно равная отношению силы (F), действующей перпендикулярно поверхности, к площади (S) этой поверхности

p = F / S
13. Сила давления

Сила давления (F) — сила, действующая перпендикулярно поверхности тела, равная произведению давления (р) на площадь этой поверхности (S)

F = р*S
14. Давление однородной жидкости

Давление жидкости (р) на дно сосуда зависит только от её плотности (ρ) и высоты столба жидкости (h).

p = g ρ h
15.Закон Архимеда

На тело, погруженное в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила — архимедова сила (FВ). равная весу жидкости (или газа), в объёме (VТ) этого тела.

FВ = ρ*g*Vт
16. Условие плавания тел

Если архимедова сила (FВ) больше силы тяжести (FТ) тела, то тело всплывает.

FВ> FТ
17. Закон гидравлической машины

Силы (F1, F2), действующие на уравновешенные поршни гидравлической машины, пропорциональны площадям (S1, S2) этих поршней.

F1 / F2 = S1 / S2
18. Закон сообщаю-щихся сосудов

Однородная жидкость в сообщающихся сосудах находится на одном уровне (h)

h = const
19. Механическая работа

Работа (A) — величина, равная произведению перемещения тела (S) на силу (F), под действием которой это перемещение произошло.

А = F*S
20. Коэффициент полезного действия механизма (КПД)

Коэффициент полезного действия (КПД) механизма — число, показывающее, какую часть от всей выполненной работы (АВ) составляет полезная работа (АП).

ɳ = АП / АВ *100%
21. Потенциальная энергия

Потенциальная энергия (ЕП) тела, поднятого над Землей, пропорциональна его массе (т) и высоте (h) над Землей.

ЕП = m*g*h
22. Кинетическая энергия

Кинетическая энергия (ЕК) движущегося тела пропорциональна его массе (m) и квадрату скорости (ʋ2).

ЕК = m*ʋ2 / 2
23. Сохранение и превращение механической энергии

Сумма потенциальной (ЕП) и кинетической (ЕК) энергии в любой момент времени остается постоянной.

EП + EК = const
24. Мощность

Мощность (N) — величина, показывающая скорость выполнения работы и равная:а) отношению работы (А) ко времени (t), за которое она выполнена;б) произведению силы (F), под действием которой перемещается тело, на среднюю скорость (ʋ) его перемещения.

N = A / t

N = F*ʋ

12 (двенадцать) самых необходимых (самых востребованных) формул по физике в 7 классе:

Какие бывают профили

Под «профилем» подразумевается более глубокое изучение определённых предметов. На них выделяют больше часов, а количество уроков по «непрофильным» предметам сокращают до минимума, необходимого для освоения программы.

В  федеральном государственном образовательном стандарте 2020 года указаны 4 основных профиля:

  • естественные и математические науки;
  • гуманитарные науки;
  • технологии;
  • социально-экономические науки.

Пятый профиль – общеобразовательный – предназначен для детей, которые не выбрали ни одио из узких направлений.

ФГОС предусматривает, что в программе каждого профиля обязательно должны быть русский язык и литература, математика, иностранные языки, общественные и естественные науки, а также физкультура и ОБЖ. Но в каком объёме и какие именно предметы включить в учебный план профильного класса – решает школа. На основе перечня ФГОС школа формирует более узкие профильные классы. Самые распространённые варианты:

Профиль Предметы
Физико-математический Физика, математика
Информационно-технологический Информатика, математика, физика
Химико-биологический Биология, химия
Лингвистический Русский язык, литература, иностранный язык
Филологический  Русский язык, литература
Гуманитарный Русский язык, литература, история, обществознание
Социально-экономический Обществознание, география

Бывают и другие профили: инженерные, культурологические, педагогические, юридические, художественно-эстетические и даже театральные.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector